Санкт-Петербург, Невский пр. 30, офис 4.29
будни: 10:30 - 20:00
суббота: 11:00 - 19:00

Кхаджурахо

Индуистские Храмы Любви в Каджурахо были созданы между 900 и 1130 годами в государстве Чандела. Кхаджурахо стало известно своими богато украшенными храмами и первые упоминания об этих прекрасных храмах встречаются в рассказах Абу Рахьяна аль Бируни (1022 г. н.э.) и Ибн Батуты (1335 г. н.э.). Как говорят, храмы располагались на площади около 20 квадратных километров, а в 12 веке было построено уже около 85 храмов.

Империя Чандела правила центральной Индией с десятого по четырнадцатый век. Чандела были хорошо известны своим интересом к искусству и архитектуре. Говорят, что, несмотря на то, что они были последователями шиваизма, Чандела также были склонны к вайшнавам и джайнизму.

Сейчас в штате Махдья-Прадеш городе Кхаджурахо, окруженом горным хребтом Виндхья, находиться храмовый комплекс Всемирного наследия ЮНЕСКО, в котором стоят храмы для поклонения индуистов и джайнов. Эти сооружения популярны своими экзотическими скульптурами, отображающими разные аспекты жизни: духовность, любовь, дружбу, спорт, королевскую власть и внушающее благоговение искусство. Из-за разрушительного действия времени количество храмов в Кхаджурахо сократилось до 22.

Архитектура храмов Кхаджурахо

Известно, что в Индии насчитывается более 2 миллионов индуистских храмов. Эти храмы отражают разнообразие индийской культуры и образа жизни. Храмовая архитектура в Индии всегда воплощала в себе основное видение. Это репрезентация опыта, пространства и времени.

Искусство и архитектура, связанные со строительством индуистских храмов, хорошо определены в Шилпа Шастре. В нем упоминаются три основных вида храмовой архитектуры в Индии: Нагара, или северный стиль, Дравида, или южный стиль, и Весара, или смешанный стиль.

Определяющими чертами стиля Нагара являются Гарбхагриха (Святилище Санкторум), Шикхара (Криволинейная башня) и Мандапа (Входной зал). Стиль Нагара развивался постепенно, поскольку в более ранних храмах была только одна Шикхара, в то время как более поздние храмы были построены с несколькими Шикхарами, а Гарбхагриху всегда можно найти под самой высокой башней.

Храмы Кхаджурахо являются великолепным примером храмового стиля Нагара, поскольку храмы состоят из святилища, узкого вестибюля (антарала), трансепта (махамандапа), дополнительных залов (ардха мандапа), мандапы или нефа и амбулаторный проход (Прадакшина-путь), освещенный большими окнами.

Резьба в храмах, кажется, преимущественно посвящена индуистским божествам и мифологии. Архитектурный стиль также следует индуистским традициям. Это может быть подтверждено различными факторами. Преобладающей особенностью строительства индуистского храма является то, что лицо храма должно быть обращено к восходу солнца. Все храмы Кхаджурахо были построены с учетом этого. Более того, резные фигурки отражают четыре цели жизни в индуизме, а именно: дхарма, кама, артха, мокша.

Памятники, построенные Чанделами, славились своей архитектурной и скульптурной славой. Чандела также глубоко интересовались исполнительским искусством и различными формами музыки и танца. Об этом свидетельствуют скульптурные изображения различных музыкальных и танцевальных сцен, изображенных на стенах этих храмов.

Эротические изображения очень распространены в храмах Кхаджурахо. Скульптуры небесных нимф с широкими бедрами, тяжелой грудью и томными глазами обычно встречаются в храмах Кандария Махадева и Вишванатх. Считается, что эти скульптуры отражают идею женской красоты и плодородия. Другие сцены, изображенные на стенах храмов, являются частью Наратхары (человеческого жизненного цикла), показывая, что половое размножение и кама являются важным аспектом человеческой жизни.

Основное внимание при изучении храмов Кхаджурахо было сосредоточено на скульптурах. Стены этих храмов украшены одними из лучших скульптур того времени, что делает Кхаджурахо прекрасным художественным воплощением. Считается, что храмы представляют собой пять различных наборов скульптур:

  • культовые образы
  • паривара, паршва и аварана деваты
  • апсары и сурасундари
  • светские скульптуры на разные темы (танцоры, музыканты, ученики и бытовые сцены)
  • мифические существа (вьялы, сардулы и другие животные)

Эти наборы скульптур и эротических изображений представляют сцены из повседневной жизни.

Из нескольких теорий по истории создания храмов, одна утверждает, что их строительство можно рассматривать как часть распространения культа Шива-Шакти. Другая теория состоит в том, что храмы представляют собой девадаси, которые когда-то были основной частью храмовой деятельности. Самые красивые женщины были привезены из Магадхи, Малвы и Раджпутаны для обучения в качестве девадаси в храмах Кхаджурахо. Люди говорят, что сурасундари, которыми покрыты внутренние и внешние стены храмов, были взяты из реальной жизни и сопоставлены со скульптурами богов и богинь. Другая теория гласит, что скульптуры представляют собой жизненный цикл нормального человека. Трудно с уверенностью сказать, какая из этих теорий верна, поскольку письменных текстов, описывающих конструкцию, сегодня не существует. Независимо от того, что стоит за скульптурами, мы знаем, что нам подарили набор самых богато украшенных, замысловатых и красивых скульптур, существующих в мире.

Архитектура храмов Кхаджурахо очень сложна. Основными компонентами этих храмов являются:

  • Гарбхагриха (святая святых) с антаралой, узкой прихожей.
  • Маха Мандапа, большой зал
  • Ардха Мандапа и мандапа, которые представляют собой дополнительные залы меньшего размера.
  • Путь Прадакшина, обходной путь.

Несколько храмов в Кхаджурахо относятся к типу Панчаятана, с четырьмя святилищами, посвященными божествам, и часто еще одним святилищем перед портиком, посвященным вахане (транспортному средству) главного божества.

Считается, что храмы Кхаджурахо были построены из светлого песчаника, привезенного из каменоломен Панны с восточного берега реки Кане. Железные зажимы также свободно используются при строительстве храмов. Несколько небольших храмов построены частично из песчаника и частично из гранита.

Храмы Кхаджурахо делятся на три группы: Западную группу, Восточную группу и Южную группу.

Западная группа храмов

Западная группа храмов расположена к западу от дороги Бамита-Раджнагар на берегу Сиб-Сагара.

Они состоят из шести основных зданий и посвящены культам шиваитов и вайшнавов.

Храм Чаусат Джогини

Этот храм стоит на невысоком скалистом возвышении к юго-западу от Озера Сиб-Сагар. Это единственный храм в Кхаджурахо, полностью построенный из гранита и ориентированный на северо-восток и юго-запад. Храм стоит на массивном постаменте и включает в себя внутренний двор длиной 104 фута и шириной 60 футов. Помещение храма состояло из 65 небольших келий, одна из которых была посвящена богине Кали, а остальные 64 были посвящены йогиням, или женщинам-служительницам богини Кали, в честь которых назван храм. Из 65 келий уцелело только 35. Ни на одной из ячеек не осталось изображений. Кельи крыты небольшими шпилями или шикхарами, нижняя часть которых украшена треугольным орнаментом, имитирующим окна чайтья. Нет датированной надписи, указывающей точный возраст храма.

Храм Кандария Махадева

Самый большой из всех храмов в Кхаджурахо, он восходит к 10 веку нашей эры. Это 109 футов в высоту и 60 футов в ширину. Внутреннее устройство храма отличается от обычной конструкции индуистского храма, поскольку он имеет открытый проход вокруг святилища, образуя таким образом высокий алтарь во внутренней части храма. Стены храма Кандария несут почти девятьсот изображений. Высота фигур варьируется от 2,5 футов до 3 футов. Вход в храм имеет форму арки и украшен фигурами божеств и музыкантов. Кроме того, вход в святилище украшен сложной цветочной резьбой с вкраплениями фигур аскетов, совершающих покаяние. Женские фигуры у основания косяков идентифицированы как Богиня Ганга (река Ганга) и Богиня Джамна (река Ямуна). Богинь сопровождают их соответствующие транспортные средства, крокодил и черепаха. Внутри святилища стоит мраморный лингам, символ Господа Шивы. Есть также многочисленные фигуры апсар или нимф во всевозможных изящных позах.

Храм Деви Джагдамба

Около 77 футов в длину и 50 футов в ширину, этот храм теперь известен под именем Деви Джагдамба или «Богиня-мать мира». Первоначально считалось, что он был посвящен Господу Вишну, поскольку его фигура занимает центр входа в святилище. На нем также есть фигуры Господа Шивы и Господа Брахмы справа и слева. Внутри святилища находится тщательно продуманная статуя четырехрукой женской фигуры, держащей цветы лотоса. Еще одна фигура богини Лакшми (супруга Господа Вишну) также присутствует в храме. На основании некоторых найденных здесь надписей предполагается, что храм был построен в десятом или одиннадцатом веке, в период расцвета правления Чанделы. Фигура Ямы находится на южной стороне святилища, а фигура Господа Шивы (восьмирукого и трехголового) находится в нижней нише.

Читрагупта или Храм Бхараджи

Этот храм обращен на восток и имеет 75 футов в длину и 52 фута в ширину. Посвященный Богу Солнца (Сурья), образ Бога Солнца хранится в святилище, в высоких сапогах и на колеснице из семи лошадей. Длина изображения составляет 5 футов, а над входом можно найти еще одно изображение Бога Солнца. Еще одна интересная скульптура — одиннадцатиголовое изображение Господа Вишну, закрепленное в центральной нише к югу от святилища. Центральная голова принадлежит самому Вишну, а остальные десять голов символизируют десять его воплощений. Надписей на храме нет, поэтому время его постройки определить невозможно.

Храм Вишванатх

Вишванатх, или «Владыка Вселенной», — это еще одно имя Господа Шивы, которому посвящен этот храм. У входа в святилище высотой 90 футов есть фигура Господа Шивы, сидящего на Нанди (быке). Справа и слева есть также фигуры Господа Брахмы на его колеснице (Гусь) и Господа Вишну на его колеснице (Орел). Внутри храма находится лингам, а внутри мандапы две санскритские надписи, выгравированные на каменных плитах. Большая надпись слева датирована Викрама Самват 1059 или 1002 годом нашей эры. В нем приводится генеалогия царей Чандела от царя Наннуки до царя Дханги. Согласно надписи, храм был построен под наблюдением царя Дханги, который посвятил его Господу Шиве, установив в нем Лингам с изумрудом.

Храм Лакшмана

Этот храм, также известный как храм Чатурбхудж, имеет длину около 99 футов и ширину 46 футов. Он широко известен своими инновациями в технике архитектуры. Изысканные ленты стали принадлежать апсарам. У входа в храм есть элегантная торана, а потолок мандапы или нефа украшен искусными приспособлениями в виде остроконечных и кессонных кругов. У входа в святилище есть фигура богини Лакшми, а также фигуры Господа Брахмы и Господа Шивы. Считается, что храм был построен примерно в 11 веке нашей эры.

Другие важные храмы в Западном комплексе включают храм Лалгуана Махадева, храм Нанди, храм Парвати, храм Махадева и храм Варахи.

Восточная группа храмов

Восточная группа храмов расположена в непосредственной близости от деревни Кхаджурахо. Комплекс включает в себя три брахманских (или индуистских) и три больших джайнских храма, а именно: храм Гантай, храм Адинатха и храм Парсаванатхи. Индуистские храмы — это храмы Брахмы, Ваманы и Джавари.

Храм Брахмы

Считается, что четырехликое изображение (чатурмукха) внутри святилища, расположенное на берегу Кхаджурахо Сагара, может быть изображением Господа Шивы, но местные верующие ошибочно приняли его за изображение Господа Брахмы. Центральные места на перемычках святилища и западных окон занимают фигуры Господа Вишну. Это один из немногих храмов Кхаджурахо, построенных как из гранита, так и из песчаника. Считается, что этот храм был построен во второй половине 9 или в начале 10 века нашей эры.

Храм Вамана

Расположенный на северо-восточной стороне храма Брахмы, этот храм имеет длину около 63 футов и ширину 46 футов и стоит на исключительно высокой платформе. Внутри святилища находится интересное изображение 5 футов высотой Господа Ваманы, карликового воплощения Господа Вишну. На его каркасе также вырезаны фигуры воплощений Вишну, а также фигура Господа Брахмы в бхумиспарша-мудре, или жесте прикосновения к земле. Верхний ряд вокруг святилища изображает Брахму с его супругой на юге и Вишну с его супругой на севере. Нижний ряд содержит изображения Варахи, Нарасимхи и Ваманы.

Храм Гантай

Этот храм получил свое название из-за колоколов, подвешенных на цепях, украшающих колонны его портика. В нем есть 11 обнаженных статуй джайнских тиртханкаров и две их якшини. Над входом в храм находится изображение восьмирукой джайнской богини, едущей на Гаруде и держащей в руках различное оружие. На каждом конце перемычки есть фигура тиртханкары. Девять цифр слева обозначают девять планет (Наваграха). Столбы на портике изящно украшены лентами с рогатыми головами (киртимукха) или «лицами славы» вместе с фигурами аскетов и гандхарвов. Потолок храма окаймлен рядами панелей, изображающих группы музыкантов, танцующих и играющих на самых разных инструментах. В пространстве над перемычкой изображены слон, бык, лев, Лакшми, гирлянда и другие благоприятные предметы, которые мать Махавиры, основателя джайнизма, видела во сне перед его рождением.

Джайнский храм Парсаванатха

Это самый большой из джайнских храмов, 69 футов в длину и 35 футов в ширину. Считается, что это святилище Парсаванатхи, 22-го джайнского тиртханкары. В храме есть обнаженная мужская фигура с левой стороны от двери и обнаженная женская фигура с правой стороны с тремя сидящими женскими фигурами в центре. Над входом изображена десятирукая джайнская богиня, держащая в руках различное оружие и оружие, верхом на гаруде. Две другие богини, едущие соответственно на гусе и павлине, вырезаны на концах перемычки. Внутри храма находится небольшая сидящая фигура Парсаванатхи, давшая название храму. На дверных косяках три кратких записи паломников персонажами десятого или одиннадцатого века, что является наиболее вероятной датой возникновения храма.

Восточный комплекс также включает в себя другие важные храмы, такие как храм Джавари, храм Адинатха и храм Сантинатха.

Южная группа состоит из двух храмов: Дуладео и Джаткари.

Храм Дуладео

Он находится примерно в полутора милях от основных храмов Кхаджурахо и изначально был посвящен культу Шивы. Этот храм высотой 70 футов и шириной 41 фут состоит из пяти комнат. Он имеет уникальный набор резьбы, состоящий из изображения четырехрукой Ганы и раковины. Считается, что храм был построен примерно в 10 веке нашей эры.

Храм Джаткари или Чатурбхуджа

Расположенный недалеко от деревни Джаткари, этот храм обращен на запад. Он посвящен Господу Вишну, и в святилище хранится изображение божества высотой около девяти футов. Это четырехрукое (Чатурбхуджа) изображение Господа Вишну украшено короной и другими украшениями. Верхняя правая рука изображения поднята в благословении (абхая-мудра), на ладони которого имеется круглый знак, а левая рука держит стебель лотоса и священную книгу, перевязанную веревкой. Внешняя часть святилища украшена тремя рядами скульптур, изображающих индуистских богов и богинь.

Таким образом, в рамках формального замысла храмов мастера тысячелетней давности создали целый цикл жизни и изобразили разные грани индуистских и джайнских божеств. Кроме того, скульптуры примечательны большим разнообразием изображаемых сюжетов. Также прекрасно изображены чувственно смоделированные тела, волны и изгибы одежд и украшений Сурасундари. Таким образом, храмы Кхаджурахо, возможно, представляют собой наиболее гуманистическое представление искусства нашей страны в ранние времена.

Альтернативы турам в Индию

Как альтернатива отдыху в Индии туры на Шри Ланку, с богатой экскурсионной программой или отдых в Таиланде, если интересует только пляжный отдых, то выбирайте Курорты Мальдив, Сейшельские острова или пляжи Маврикия.

Экскурсионные туры по Индии

Смотрите также в Города и курорты Индии

Популярные направления пляжного отдыха

в начало страницы