Санкт-Петербург, Невский пр. 30, офис 4.29
будни: 10:30 - 20
выходные: 11 - 19

Туры в Самарканд из СПб - на перекресток культур

✔️💰 Отдых в Самарканде из СПб. 🌍 Туры от туроператоров Санкт-Петербурга, которые специализируются на отдыхе в Самарканде по оптимальной цене 📹 информация, видео, поиск туров
Самарканд

Самарканд не зря называют жемчужиной востока, в этом древнем городе Великого Шелкового Пути много памятников м достопримечательностей.

В начале XXI века город внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Самарканд – перекресток культур»!

Посетив город, вы удивитесь количеству расположенных здесь исторических памятников идостопримечательностей!

  • Мечеть и мавзолей Биби-Ханым
  • Некрополь Шахи Зинда
  • Мавзолей Гур Эмир  
  • Площадь Регистан 
  • Древнее городище Афросиаб 
  • Мавзолей Рухабад
  • Мемориальный комплекс имама Аль-Бухари 

Древнее городище Афросиаб 

При въезде в Самарканд нельзя не заметить древнее городище Афросиаб, расположенное в северной части города и являющееся одним из важнейших археологических памятников Средней Азии. Прогулявшись по этим удивительным местам можно почувствовать погружение в древний мир, прикоснуться к объектам истории. Руины городища относятся к VIII веку до нашей эры.
В Афрасиабе найдены украшенные резьбой по ганчу дворцы, дома знатных дехкан-землевладельцев, мечети и медресе, бани и водные сооружения, мощеные улицы эпохи Саманидов. Древний Самарканд назывался первоначально “Хисори кухна” (Древний Хисор), “Калъаи Хисор” (крепость Хисар), затем с XVII века “Крепость Афрасиаб”.

Мавзолей Имама аль-Бухари

Один из выдающихся хадисоведов мусульманского мира Имам аль-Бухари родился в Бухаре 21 июля 810 года, умер в селении Хартанг (нынешний Челакский район Самаркандской области) в 25 км от Самарканда, где в 870 году и был похоронен. Однако это место в течение веков оказалось заброшенным. Комплекс был восстановлен с обретением Узбекистаном независимости. 29 апреля 1997 года было принято Постановление правительства Республики Узбекистан «О праздновании 1225-летия со дня рождения Имама аль-Бухари по хиджре — лунному календарю». В ноябре этого же года Генеральная конференция ЮНЕСКО принимает постановление об участии в 1998 г. в праздновании памятной даты — 1225-летия со дня рождения ученого Исмаила аль-Бухари. В связи с этим был построен мемориальный комплекс у гробницы Имама аль-Бухари, выполненный в традициях древнего зодчества Средней Азии. Общая выделенная площадь памятника составляет 10 гектаров. Комплекс примыкает к автотрассе Самарканд — Имам аль-Бухари (25 км). Возведение комплекса и благоустроительные работы осуществлялись под руководством Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова. В возведении комплекса участвовали народные мастера и умельцы Самарканда, Бухары, Хивы, Ташкента, Андижана, Коканда и Шахрисабза. На основе национальных архитектурных традиций были возведены мавзолей, мечеть, административное здание и другие. Главный фасад административного здания комплекса обращен на юг. Вход в комплекс производится через трое больших резных ворот арочного сооружения. Основной вход через дарваза-хану возведен арочным большим айваном в национальном стиле. На фасадной части входного портала написан текст истории возведения комплекса на арабском и узбекском языках. На входе большой дарваза-ханы, справа, распложены административные и другие комнаты. На центральной оси комплекса расположен мавзолей Имама аль-Бухари. Это сооружение в форме куба увенчано семнадцатиметровым куполом. Стены оформлены светло-зелеными, голубыми, белыми глазурованными плитками, мрамором, ониксом и гранитом. Справа под отделанным светло-голубым ониксом надгробием (сагана) верхнего этажа находится могила аль-Бухари, покрытая мрамором. С левой стороны внутреннего двора расположена мечеть, площадь которой 786 кв. м. Общая площадь пешайванов 214 кв. м. В мечети одновременно могут молиться 1500 верующих.

У михрабной ниши висит кисва — покрытие Каабы, подаренная Президенту Узбекистана Исламу Каримову королем Саудовской Аравии Фахд ибн Абдулазизом. В левом крыле дворика расположен зал с подсобными помещениями (миянсарай). Купол миянсарая, как и другие купола, одинакового размера и объема. В этом здании расположены библиотека, кабинеты научных сотрудников и другие комнаты. Его общая площадь составляет 946 кв. м. В библиотеке хранятся уникальные образцы рукописей Корана, разные издания, а также образцы произведения Имама аль-Бухари.
Рядом с комплексом Имама аль-Бухари находится здание Международного центра Имам аль-Бухари, основанное по постановлению Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова от 23 мая 2008 года. Комплекс Имама аль-Бухари один из самых больших и уникальных сооружений такого типа, созданных в нашей стране за последние века. Этот комплекс, как говорил Президент Ислам Каримов, не только место святого поклонения, оно одно из таких мест в Узбекистане, которое прославляет нашу родину и играет большую роль в воспитании подрастающего поколения, заставляет каждого человека задуматься о жизни и вечности.

Медресе Улугбека

В середине XV века в Самарканде к власти приходит внук Тамерлана Мирзо Улугбек (1409-1449), известный миру, не только представителем династии Тимуридов, но и как крупный ученый и астроном. Именно он начинает активное строительство учебных заведений в Бухаре, Самарканде, Шахрисабзе и Гиждуване. Медресе Улугбека в Самарканде - классический образец высших учебных заведений мусульманского Востока. Медресе было построено в 1417-1420 годах. В художественном отношении оно не уступало постройкам Тимура и в тоже время значительно превосходило их по своей прочности. Первоначально в медресе состояло из 50 худжр  и обучалось в нем более ста студентов в год. Как передают историки в медресе преподавал сам Улугбек. Еще здесь жил и творил видный персидский поэт Джами. Среди наиболее известных слушателей Джами в медресе были шейх тариката Накшбанди Ходжа Ахрар Вали и великий поэт Алишер Навои. Здание имело 2 этажа, четыре высоких купола над угловыми аудиториями и четыре минарета по углам. Гигантский портал, занимающий две трети главного фасада, обращен к площади огромной и глубокой стрельчатой аркой. Медресе Улугбека довольно сильно пострадало во время междоусобных войн в 18 веке. Наружные купола и большинство комнат во втором этаже были разрушены. Большая часть реставрационных работ была проведена в начале 20 века видными инженерами и архитекторами того времени. В 1918 году инженер М.Ф. Мауэр составил проект временного укрепления главного минарета, также была укреплена надземная часть цоколя минарета. В течении полувека были отреставрированы дворовые фасады, произведена перекладка свода и наружных стен северного фасада, укреплены дворовые айваны, реставрирована уникальная резная майоликовая мозаика в портале медресе. В конце прошлого века в медресе начались ремонтно-восстановительные работы, приуроченные к юбилею Улугбека. Проект предусматривал полную реконструкцию второго этажа, восстановление архитектурной керамики и смену деструктивных штукатурок и сталактитов в юго-западных помещениях. Сегодня медресе Улугбека – это  одно из трех жемчужин Регистана – является бесценным украшением исторического центра Самарканда, вошедшим в репрезентативный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Медресе Шердор

Одно из культовых сооружений XVII века в Самарканде – медресе Шердор является частью архитектурного ансамбля Регистан. На протяжении нескольких веков медресе было известным мусульманским образовательным учреждением, в стенах которого учились выдающиеся философы и богословы.Построено медресе по приказу аштарханида Ялантгуша Бахадура на месте разобранной ханаки Улугбека в 1619-1636 годах. В строительстве был задействован самаркандский зодчий Абдулжаббор, а оформление декора выполнил мастер Мухаммад Аббас. Дизайн выполнен в традиционном среднеазиатском стиле, а главный фасад поражает грандиозным входным порталом, увенчанной стрельчатой аркой. Сначала здание планировалось назвать в честь правителя Ялангтуша Бахадура. Однако, народ прозвал сооружение «Шердор», что переводится как «обитель львов». Свое современное название медресе получило благодаря уникальному декору на тимпане парадного портала, где изображена сцена охоты фантастического зверя в обличии снежного барса на белого джейрана в лучах восходящего солнечного лика. Хотя по традициям мусульман на священных местах нельзя изображать животных или людей, это медресе стало исключением.Изображение хищников, охотящихся за ланями, подразумевает необходимость учеников гнаться за знаниями, как львы гоняться за своей добычей, и поглощать мудрость, как львы едят пойманных зверей». Лицо человека символизирует божество и предупреждает: «нужно помнить, что ты не бессмертен, даже если ты хищник». Руи Гонзалес де Клавихо - посол Короля Кастилии и Леона Генриха III при Дворе великого Тимура, в своих трудах писал, что до  Золотого Века - периода правления тимуридов, на штандартах и гербах Самарканда изображался леопард (лев, барс), который согласно  уникальной легенде, донесённой до нас арабским историком Абу-Саид Абду-Рахман Ибн Муххамад Идрисом спустился с гор во время закладки города Самарканда и благословил постройку.Как гласит легенда:«Когда был заложен город Самарканд, с Зеравшанских гор спустился леопард— палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался леопард. Самаркандцы горды и своенравны, не терпят лжи и не стремятся к богатству, душа их лежит только к славе и почестям. Мудрецы говорят, что Земля Самарканда оказывает такое действие и самаркандцы, в какую бы страну не явились, отличаются от других людей. Душа их открыта к прекрасному, среди них много великих мастеров по части создания чудес, украшающих мир». В течение почти трех столетий Шердор был самым известным среди мусульман учреждением образования. Сюжет, изображённый на портале медресе, со временем стал одним из национальных символов Узбекистана. Размеры медресе Шердор и находящегося напротив него медресе Улугбека практически одинаково. По задумке архитектора, здания должны были быть зеркальным отражением друг друга, здесь использовалась уникальная техника «кош». Однако со временем площадь немного изменила рельеф, поэтому Шердор немного ниже медресе Улугбека. Декор здания расписан куфическими надписями, изречениями пророка Мухаммеда (с.а.в) и фрагментами из священного Корана.

Мемориальный ансамбль Шахи-Зинда

Седой стариной покрыты предания о Самарканде, но еще более древней является его действительная история. Возникновение Самарканда уходит вглубь веков примерно на 2,5 тысячи лет. Крупный город Согда, затем Мавераннахра, Самарканд не раз был столицей государства, живым свидетельством чего служат и по сей день украшающие его архитектурные памятники. Царствующие правители старались затмить друг друга возводимыми постройками, затрачивая на это огромные средства. Близ северо-восточной части современного Самарканда располагается древнее городище – Афрасиаб. До XIII века город был разрушен дикими ордами монголов. На южной окраине Афрасиаба, среди огромного кладбища, расположен один из лучших историко-архитектурных ансамблей Самарканда – группа мавзолеев под названием «Шахи-Зинда».Shahi Zinda Memorial EnsembleЦепь усыпальниц как бы перекинулась через вал средневековой оборонительной стены города, оплывы которой видны с дороги при подходе к комплексу. Название комплекса «Шахи-Зинда» с персидского переводится, как «живой царь» и связано оно с символической могилой Куса-ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда, который пришел в Самарканд в VII веке вместе с арабами и распространял ислам. Многочисленные предания повествуют о том, что Кусам-ибн-Аббас пострадал за веру, подвергшись нападению неверных при совершении намаза.

Площадь Регистан

Площадь Регистан в городе Самарканд – выдающийся образец градостроительного искусства Средней Азии. Ее название переводится как «песчаная площадь». Правдивая версия, объясняющая название этой площади в Самарканде, центре плодородного оазиса, гласит, что в средние века во всех городах Маверанахра центральные площади носили название Регистан – это были административные и торгово-ремесленнические центры восточных городов.В период правления выдающегося полководца Амира Тимура  (1370-1405гг.), Регистан становится главным торговым пунктом. И только при правлении внука Тамерлана – Улугбека, площади придают парадно-официальное значение. Регистан состоит из трех величественных сооружений – медресе Улугбека, Тилля-Кори и Шердор.
В 2001 году архитектурный ансамбль Регистан, наряду с другими историческими памятниками Самарканда, был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Посмотреть на одну из главных достопримечательностей Узбекистана съезжаются туристы со всего мира.

Соборная мечеть Тамерлана Биби-Ханым

В центре исторического города Самарканд расположен грандиозный памятник архитектуры – соборная мечеть Амира Темура Биби-Ханым. Она была воздвигнута в 1399-1404 гг. по приказу полководца и является самой большой мечетью в Средней Азии. В переводе означающая "старшая принцесса", мечеть названа в честь любимой жены полководца Биби-Ханым, известной в истории больше как Сарай Мулк Ханум. Ее строительство было заложено после завоевательного похода Тамерлана на Индию, но полководец не долго наблюдал за процессом, так как вскоре начал поход на Османскую империю. В 1404 году вернувшись после очередного похода Тамерлан был разгневан  тем, что входной портал был не столь величественен, как задумывалось, поэтому он приказал его разрушить и отстроить заново. Грандиозный комплекс состоит из входного портала, главной мечети и двух маленьких. Во дворе здания площадью в 5 тыс. кв. метров могут молиться одновременно до 10 тысяч человек. С четырех сторон двор окружают величественные минареты.Здание богато украшено росписями, резным мрамором и изразцами, в его строительстве приняли участие мастера с различных стран мира. 

Самарканд

В форме поиска в экскурсиях ставьте продолжительность 4, 5 или 6 дней

Смотрите также в Города и курорты Узбекистана

в начало страницы