Санкт-Петербург, Невский пр. 30, офис 4.29
будни: 10:30 - 20:00
суббота: 11:00 - 19:00

Монастырь Святой Екатерины

На склонах горы Синай, где Моисей получил от Бога Десять Заповедей, лежит один из старейших действующих монастырей в мире. Обычно известный как монастырь Святой Екатерины, его настоящее название — «Священный монастырь Богопротоптанной горы Синай». Он был построен по приказу византийского императора Юстиниана I (527–565 гг. н.э.) в 548–565 гг. н.э. для размещения монахов, живших на Синайском полуострове с 4 века н.э.

Одноименная святая Екатерина Александрийская была замучена в начале 4 века нашей эры. Монастырь носит ее имя, потому что монахи обнаружили ее нетленное тело на близлежащей горе Святой Екатерины в 9 веке нашей эры, куда оно было перенесено ангелами после ее мученической смерти.

Монастырь включает в себя несколько строений, наиболее важным из которых является церковь Преображения Христа Спасителя,  состоящая из девять небольших церквей. Одна из них – церковь Неопалимой Купины, из которой Бог говорил с пророком Моисеем. Монастырь Святой Екатерины также включает в себя десять других церквей, жилища монахов, трапезную, оливковый пресс, оссуарии, мечеть Фатимидов 12 века нашей эры и библиотеку, которая может похвастаться редкими книгами и 6000 рукописей. Коллекция рукописей библиотеки представлена ​​на многих языках, в том числе 2319 на греческом, 600 на арабском, 284 на латыни, 86 на грузинском. В рамках проекта по консервации библиотеки, завершившегося в ноябре 2017 г., была обнаружена греческая медицинская рукопись V – VI вв. н.э., в которую вошли выдержки из произведений Гиппократа, а также произведений анонимного, доселе неизвестного автора.

Крепостные стены, окружающие монастырскую ограду, были построены в VI веке по приказу императора Юстиниана. Архитектором был Стефан из Айлы (современный Эйлат). Стены обеспечивали монахам защиту от враждебных сил, которые пересекали территорию, и закреплялись внутри церкви, построенной на месте Неопалимой купины. Высота крепостной стены колеблется от десяти до двадцати метров, а толщина – от двух до трех метров. Северная стена монастыря была сильно повреждена в 1798 году и восстановлена ​​французскими солдатами во времена Наполеона Бонапарта.

Святая Екатерина, покровительница Святого Синайского монастыря

Святая Екатерина родилась в Александрии в конце третьего века и получила образование в области философии, риторики, поэзии, музыки, математики, астрономии и медицины. Она была известна своей красотой, аристократическим происхождением и широкой ученостью. Отвергнув все предложения руки и сердца, она обратилась в христианство через христианского отшельника, жившего в отдаленных пустынях, и приняла Христа. Во время гонений Максенция в начале четвертого века она исповедовала свою веру во Христа и осуждала поклонение идолам. Император назначил пятьдесят риторов, чтобы спорить с ней, но ее изложение христианства было столь блестящим, а ее осуждение языческой религии столь разрушительным, что они сами обратились ко Христу. Святая Екатерина сопротивлялась всем обещаниям, угрозам императора и пыткам, и в конце концов была обезглавлена ​​за свою веру. Память ее празднуется 25 ноября.

После ее мученической кончины ангелы перенесли ее тело на вершину горы Святой Екатерины, где они покоились до тех пор, пока не были переведены в католикон Святого Синайского монастыря. Здесь они продолжают издавать сладкое благоухание, и по сей день совершается множество чудес. Почитание святой Екатерины распространилось по всему Западу, особенно после перенесения мощей святой Екатерины в Руан Симеоном Пентаглоссом в начале одиннадцатого века. Многочисленные паломники в монастырь с того времени привели к постепенному изменению названия со Святого Синайского монастыря на монастырь Святой Екатерины.

Реликварий Святой Екатерины

Мраморный ларец с мощами святой Екатерины находится с южной стороны алтаря в католиконе святой обители. Это строительство каменотеса Прокопия, которому понадобилось девять лет, чтобы закончить усыпальницу в честь святой Екатерины. Эта святыня заменила более ранний мраморный ларец, который сегодня хранится в монастырской сокровищнице. Внутри находятся два драгоценных ковчега, подаренных Российской империей для этой цели, в одном хранится драгоценная голова мученицы, а в другом ее левая рука. Мощи святой Екатерины выносят для почитания верующих по особым случаям, когда каждому паломнику вручается серебряный перстень с монограммой святой в честь перстня, полученного святой Екатериной от Христа. Они сохраняются паломниками как благословение святого.

Базилика Преображения

Великая базилика Преображения была начата в 542 году нашей эры и завершена девятью годами позже. Он включал в себя место первоначальной Часовни Неопалимой Купины. Католикон представляет собой трехнефную базилику, обращенную строго на восток. Он имеет нартекс на западном конце и просторную апсиду на востоке. Большой четырехстворчатый проем при входе в неф сохранился с 6 века . На них высечен тот же стих из Псалтири, что высечен над входом в монастырь: «Это врата Господни, в которые войдут праведники».

Потолочные балки также сохранились с того времени. В восемнадцатом веке резные потолочные балки были окрашены и позолочены, а между балками были добавлены панели, чтобы скрыть стропила. Теперь они скрывают важные надписи, которые изначально были видны. Одна гласит: «Во спасение нашего августейшего императора Юстиниана», а другая — «В память и упокой нашей усопшей императрицы Феодоры». Это позволяет точно датировать базилику с точностью до нескольких лет, поскольку мы знаем, что императрица Феодора умерла в 548 году нашей эры, а здание описывается Прокопием около 556 года. Внешние двери в притвор датируются фатимидскими временами. , и состоят из множества геометрических секций, соединенных шпунтовыми столярными изделиями. На них можно увидеть имена и гербы, вырезанные паломниками во времена крестоносцев. На одной двери вырезаны изображения ветхозаветных богоявлений, которые видели Авраам и Исаак, Илия, Моисей и Захария. На входной двери резное изображение Преображения Господня.

Нефы базилики разграничены двенадцатью гранитными колоннами, каждая колонна представляет собой один большой монолит, каждая из которых увенчана большой капителью. Резьба на каждой капители отличается. Можно разглядеть крест с Альфой и Омегой, барашков, финиковых пальм и других украшений. Колонны, капители и стены изначально были высечены из гранита и строги. В восемнадцатом веке грубый гранит был оштукатурен, а капители окрашены в зеленый цвет, чтобы они больше походили на мрамор. На каждой из двенадцати колонн находится икона с изображением всех святых, память которых празднуется в каждый из двенадцати месяцев года. Передний правый столбец поддерживает икону сентября, передний левый столбец - значок октября, и так каждый месяц вперед и назад по базилике до августа в заднем левом столбце.

По бокам великой базилики расположены девять часовен, по три с каждой стороны и три с восточной стороны. Часовни на севере посвящены Святой Марине, Святой Елене и Святому Антипе. Те, что на юге, посвящены святым Косме и Дамиану, святым Симеону Столпнику и святой Анне. Часовня к востоку от базилики посвящена Неопалимой купине. Слева часовня апостола Иакова, первого епископа Иерусалима, а справа часовня, посвященная сорока мученикам Синайским и Райфонским.

Темплон был изготовлен на Крите в семнадцатом веке и передан в монастырь по частям. Его венчает Распятие в натуральную величину, которое простирается до самого потолка. Иконы на иконостасе написаны Иеремией Палладой в конце восемнадцатого века. Инкрустированный мраморный пол датируется 1715 годом и является работой Насралы, христианского ремесленника из Дамаска. Вся базилика украшена множеством канделябров и серебряных лампад, подаренных государями и паломниками на протяжении всей истории монастыря.

Колокольня

Нынешняя колокольня была построена в 1871 году, но она опирается на фундамент шестого века, который, кажется, был построен с расчетом на башню. Колокольня построена на средства монастыря Скевофилакиона, архимандрита Григория. Он был построен ремесленниками, прибывшими с греческого острова Тинос, в стиле, распространенном на этом острове. В башне находятся девять колоколов, подаренных императором Александром II. В башне также находится монастырская семантра, одна из клена, а другая из железа. Их чеканят в праздничные дни. Их использование предшествует использованию колоколов.

Мечеть Фатимидов

Мечеть Фатимидов в монастыре Святой Екатерины, построенная в 500 г.х./1106 г. н.э. во время правления фатимидского халифа аль-Амира би-Ахкама Аллаха, была плодом гармоничных отношений между мусульманами и христианами. Фатимидский халифат стал свидетелем пика этих отношений, и халифы того периода неустанно работали над строительством мечетей в священных местах. Мечеть Фатимидов в монастыре Святой Екатерины стала остановкой для паломников на пути в Мекку, многие из писаний которых можно увидеть на ее михрабе и по сей день.

Мечеть расположена в северо-западном секторе монастыря Святой Екатерины, напротив храма Преображения Христа Спасителя, его главной церкви, так что ее минарет стоит рядом со шпилем церкви, являясь совершенным символом религиозного культа. Мечеть имеет несколько полукруглых сводов и три михраба. Михраб представляет собой полукруглое углубление в стене данной мечети, указывающее киблу, направление Каабы в Мекке, куда мусульмане смотрят во время молитвы. Главный михраб по своему устройству похож на михраб в самой старой части мечети аль-Азхар и имеет красивый михбар или кафедру, один из трех полностью сохранившихся образцов Фатимидского периода.

Мохаммед и Монастырь Святой Екатерины

Согласно традиции, сохранившейся на Синае, Мухаммед знал и посещал монастырь и синайских отцов. В Коране упоминаются святые места на Синае.

Патент Мухаммеда, выданный Святому Синайскому монастырю

Во второй год хиджры, соответствующий 623 г. н.э., делегация с Синая запросила у Мухаммеда защитное письмо. Это было предоставлено и санкционировано им, когда он положил руку на документ. Защитное письмо известно как Ахтинаме, от арабских слов ахд, что означает «обязательство», и имени, что означает «документ, завещание». Документ сыграл важную роль в защите монастыря и как средство обеспечения мирных и совместных отношений между христианами и мусульманами. Непрерывное существование монастыря на протяжении четырнадцати веков исламского правления является признаком уважения к этому Защитному письму и закрепленным в нем принципам мира и сотрудничества.

В 1517 году нашей эры султан Селим I подтвердил прерогативы монастыря, но взял оригинал охранного письма на хранение в королевскую сокровищницу в Константинополе. В то же время он передал монастырю заверенные копии этого документа, на каждой из которых был изображен отпечаток руки Мухаммеда в знак того, что он прикасался к оригиналу.

Церковь Неопалимой Купины

Согласно Писанию, Бог повелел Моисею вывести израильтян из Египта, поговорив с ним из куста, который, хотя и был в огне, не пострадал от пламени. Императрица Елена, мать Константина Великого (272–337 гг. н.э.), первого римского императора, принявшего христианство, построила церковь на месте Неопалимой купины в 4 веке н.э. Позже он был перестроен императором Юстинианом I (527–565 гг. Н.э.), который включил его в гораздо более крупную церковь — церковь Преображения Христа Спасителя. Небольшой алтарь на мраморном полу отмечает расположение Неопалимой Купины, прямо над его корнями. Большой куст, который раньше был внутри церкви, процветает и по сей день, как раз по другую сторону стены за алтарем.

Горящие туры в Египет

Цена указана на 1 человека при двухместном размещении. В подробностях предложения, дождитесь актуализации цены на авиаперелет.

Смотрите также в Археологические достопримечательности Египта

Популярные направления пляжного отдыха

в начало страницы