Этот объект, который был столицей Ликии, иллюстрирует сочетание ликийских традиций и греческого влияния, особенно в его погребальном искусстве. Эпиграфические надписи имеют решающее значение для нашего понимания истории ликийского народа и их индоевропейского языка.
Состоящий из двух соседних поселений, расположенных в юго-западной части Анатолии соответственно в пределах границ провинций Анталья и Мугла, Ксанф-Летоон представляет собой впечатляющий археологический комплекс. Это наиболее уникальное существующее архитектурное свидетельство древней цивилизации Ликии, которая была одной из важнейших культур железного века в Анатолии. Два этих места поразительно иллюстрируют преемственность и уникальное сочетание анатолийской, греческой, римской и византийской цивилизаций. Именно в Ксанф-Летоон были обнаружены самые важные тексты на ликийском языке. Надписи, высеченные на скалах или на огромных каменных столбах на этом месте, являются ключом к лучшему пониманию истории ликийского народа и их индоевропейского языка.
Ксанф, который был столицей древней Ликии, иллюстрирует сочетание ликийских традиций с греческим влиянием, особенно в его погребальном искусстве. Подземные гробницы, столбчатые гробницы и саркофаги на столбах в Ксанф являются уникальными примерами древнего погребального искусства. Их ценность уже признавалась в античности, и они повлияли на искусство соседних провинций: Мавзолей в Халкиде, например, непосредственно вдохновлен памятником Нереидов в Ксанф. Тот факт, что некоторые архитектурные и скульптурные элементы этих мест были перевезены в Англию в XIX веке, включая памятник гарпии, могилу Паявы и памятник Нереидов, привел к их всемирному признанию, и поэтому мраморы Ксанф стали важной частью истории древнего искусства и архитектуры.
К востоку от реки Ксанф (Эшён Чай) первая монументальная зона включает в себя старую ликийскую акрополь, которая была перестроена в эпоху эллинизма и Византии. В то время была построена церковь в северо-восточном углу, а передовой оборонительный комплекс укрепил западную сторону крепости вдоль реки. Прямо к северу от акрополя находится очень красивый театр, который доминирует над римской агорой. Эта область также включает в себя величественные ликийские погребальные памятники, имитирующие деревянную резьбу, которые характерны для археологического ландшафта Ксанф и величественно возвышаются над руинами. Есть еще одна, более сложная археологическая зона, которая простирается между аркой Веспасиана на юге и эллинистической акрополем на севере. Нижняя часть города, включающая эллинистическую агору и византийские церкви, находилась в этой части объекта.
Леутон, с другой стороны, был культовым центром Ксантоса, древним федеральным святилищем ликийской провинции и ликийского союза городов. Как показывают многие надписи, найденные на этом месте, федеральное святилище было местом, где все религиозные и политические решения правящих властей объявлялись общественности. Знаменитая трехъязычная надпись, датируемая 337 годом до нашей эры, содержит текст на ликийском и греческом языках, а также резюме на арамейском языке и была обнаружена рядом с храмом Аполлона. В святилище Леутона три храма посвящены Лето, Артемиде и Аполлону. Кроме того, на этом месте находятся развалины нимфеума, относящегося к эпохе Адриана, построенного на священном источнике воды.
Ксанф-Летоон является исключительным свидетельством цивилизации ликийцев, как через многочисленные надписи, найденные на двух этих объектах, так и через замечательные погребальные памятники, сохранившиеся внутри объекта. Самые длинные и важные тексты на ликийском языке были найдены в Ксанф-Летоон. Надписи, большинство из которых были высечены на скалах или на огромных монолитах, считаются исключительными доказательствами этого уникального и давно забытого индоевропейского языка. Подземные гробницы, столбчатые гробницы и саркофаги на столбах представляют собой новый тип погребальной архитектуры. Богатая серия ликийских гробниц в Ксанф и Летоон позволяет нам полностью понять последовательные процессы аккультурации, которые происходили в Ликии с VI века и далее.