Мавзолей Антиоха I (69–34 гг. до н.э.), который правил Коммагеной, царством, основанным к северу от Сирии и Евфрата после распада империи Александра, является одним из самых амбициозных строительных проектов эллинистического периода. Синтез его пантеона и происхождение его царей, которое можно проследить через две легенды, греческую и персидскую, свидетельствует о двойственном происхождении культуры этого царства.
Мавзолей Антиоха I находится на вершине одной из самых высоких гор Восточного Тавра в юго-восточной Турции, горы Немруд. Это иеротелисейон (храм-могила и дом богов), построенный позднеэллинистическим королем Антиохом I Коммагенским (69-34 гг. до н.э.) в качестве памятника самому себе.
Диаметр мавзолея составляет 145 метров, а высота кургана из каменной крошки – 50 метров. Он окружен террасами с трех сторон: на востоке, западе и севере. От восточной и западной террас расходятся два древних процессиональных маршрута. Пять гигантских сидящих статуй из известняка, идентифицированных по надписям как божества, обращены наружу от кургана на верхнем уровне восточной и западной террас. Их сопровождают пара стражей-животных – льва и орла – на каждом конце. Головы статуй упали на нижний уровень, где расположены два ряда песчаниковых стел, установленных на постаментах с алтарем перед каждой стелой. Одна строка содержит рельефные скульптуры предков Антиоха по отцовской линии – персов, другая – по материнской линии – македонцев. Надписи на задней стороне стел содержат генеалогические связи. Квадратная платформа алтаря расположена на восточной стороне восточной террасы. На западной террасе есть дополнительная строка стел, изображающих особое значение Немруда, сцены рукопожатия (дексиозис), показывающие, как Антиох пожимает руку божеству, и стелу с львиным гороскопом, которая, как полагают, указывает на дату строительства культовой зоны. Северная терраса длинная, узкая и прямоугольной формы и служит местом для серии постаментов из песчаника. Стелы, расположенные рядом с постаментами на северной террасе, не имеют рельефов или надписей.
Иеротелисейон Антиоха I является одним из самых амбициозных строительных проектов эллинистического периода. Его сложный дизайн и колоссальные размеры в сочетании создали проект, не имеющий аналогов в древнем мире. Использовалась высокоразвитая технология для создания гигантских статуй и ортостатов (стел), равных которым нигде больше не найдено для этого периода. Синтез его пантеона и происхождение его царей, которое можно проследить через две легенды, греческую и персидскую, свидетельствует о двойственном происхождении культуры этого царства.
Могила Антиоха I Коммагенского является уникальным художественным достижением. Планировка природного места Немруд Даг является одним из самых грандиозных предприятий эллинистического периода (некоторые из каменных блоков, использованных здесь, весят до девяти тонн).
Могила или иеротелисейон Немруд Даг являются уникальным свидетельством цивилизации царства Коммагена. Антиох I представлен в этом памятнике как потомок Дария по отцу Митридату и Александра по матери Лаодике. Эта полулегендарная родословная переводит в генеалогических терминах амбиции династии, стремившейся сохранить независимость от сил как Востока, так и Запада.
Более чем могилы в Каракусе и Эски Кахте, курган на Немруд Даг иллюстрирует, благодаря либеральному синкретизму очень оригинального пантеона, значительный исторический период. Ассимиляция Зевса с Оромаздсом (персидский бог Ахурамазда) и Геракла с Артагнесом (персидский бог Вертрагна) находит свое художественное выражение в интим