Долина Гёреме и её окрестности представляют собой уникальный ландшафт, созданный природой в результате процессов эрозии. Этот регион известен множеством пещерных церквей и монастырей, высеченных в скалах, которые являются уникальными образцами византийского искусства и периода иконоборчества. Здесь также можно увидеть жилища и целые подземные поселения, свидетельствующие о традиционном образе жизни, который существовал с IV века.
Национальный парк Гёреме и пещерные постройки Каппадокии расположены на центральном плато Анатолии среди вулканического ландшафта, где эрозия сформировала горные хребты, долины и пики, известные как "волшебные дымоходы" или худу. В этот регион входят города Невешехир, Ургюп и Аванос, а также места Карьян, Карлик, Ешильоз, Соганлы и подземные города Каймакли и Дервенткуйу. Район ограничен с юга и востока цепями потухших вулканов с Эрджиес Даг (3916 м) на одном конце и Хасан Даг (3253 м) на другом. Высокая плотность пещерных келий, церквей, троглодитных деревень и подземных городов делает его одним из самых впечатляющих и крупных комплексов пещерного жилья в мире.
Каппадокия привлекает внимание не только своими геологическими и этнографическими особенностями, но и красотой декора христианских святилищ, благодаря чему она является одним из ведущих примеров пост-иконоборческой византийской эпохи.
Первые признаки монашеской активности в Каппадокии датируются IV веком, когда небольшие анахоретские общины, вдохновлённые учениями Василия Великого, епископа Кесарии, начали селиться в пещерах, вырубленных в скалах. В последующие периоды, чтобы противостоять арабским вторжениям, они стали объединяться в троглодитские деревни или подземные города, такие как Каймакли или Дервенткуйу, которые служили убежищем.
Монашество в Каппадокии уже было хорошо развито в период иконоборчества (725-842 гг.), что подтверждается декором многих святилищ, содержащих минимум символов (чаще всего резьбой или темперной живописью крестов). Однако после 842 года в Каппадокии были вырублены многие пещерные церкви, богато украшенные яркой фигуративной живописью. Среди них - Токалы Килисе и Эль Назар Килисе (X век), Церковь Святой Варвары и Скрытая церковь (XI век) и Элмалы Килисе и Карани Килисе (конец XII - начало XIII века).
Благодаря своему качеству и плотности, пещерные святилища Каппадокии представляют собой уникальное художественное достижение, которое предлагает бесценные свидетельства пост-иконоборческой византийской эпохи.
Пещерные жилища, деревни, монастыри и церкви сохраняют окаменелый образ провинции Византийской империи между IV веком и прибытием сельджукских турок (1071 год). Таким образом, они являются основными остатками исчезнувшей цивилизации.
Каппадокия представляет собой выдающийся пример традиционного человеческого поселения, которое стало уязвимым под воздействием естественной эрозии и, в последнее время, туризма.
В долине Гёреме и её окрестностях, где ландшафт ярко демонстрирует эрозионные процессы, можно увидеть всемирно известные и доступные для посещения образования худу и другие эрозионные формы, которые отличаются необычайной красотой и взаимодействуют с культурными элементами ландшафта.