Тянь-Шаньский коридор Шелкового пути был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году. Этот объект представляет собой сеть маршрутов, которые соединяли древний Китай с Центральной Азией и Европой. Он включает в себя множество археологических памятников, таких как города, крепости, караван-сараи и другие сооружения, которые свидетельствуют о богатой истории торговли и культурных обменов между различными народами.
Одной из причин включения этого объекта в список Всемирного наследия является его уникальность. Тянь-Шаньский коридор является одним из самых длинных и сложных маршрутов Шелкового пути, который простирался на тысячи километров от Китая до Средиземноморья. Он играл важную роль в развитии торговли и культурных связей между Востоком и Западом.
Шелковые пути представляли собой взаимосвязанную сеть маршрутов, связывающих древние общества Азии и Ближнего Востока, и способствовали развитию многих великих цивилизаций мира. Они представляют собой одну из выдающихся сетей дальней связи в мире, простирающуюся по прямой примерно на 7500 км, но простирающуюся более чем на 35000 км вдоль определенных маршрутов. Хотя некоторые из этих маршрутов использовались на протяжении тысячелетий, ко II веку до н. э. объем обмена существенно возрос, как и торговля на большие расстояния между Востоком и Западом в отношении дорогостоящих товаров, а политические, социальные и культурные воздействия этих перемещений имели далеко идущие последствия для всех обществ, которые с ними сталкивались.
Маршруты служили в основном для транспортировки сырья, продуктов питания и предметов роскоши. Некоторые регионы имели монополию на определенные материалы или товары: в частности, Китай, который снабжал Центральную Азию, Субконтинент, Западную Азию и Средиземноморье шелком. Многие из высокоценных торговых товаров перевозились на огромные расстояния — вьючными животными и речными судами — и, вероятно, цепочкой разных торговцев.
Тянь-шаньский коридор является одним из разделов или коридоров этой обширной общей сети Шелковых путей. Простираясь на расстояние около 5000 км, он охватывал сложную сеть торговых путей протяженностью около 8700 км, которые развивались, чтобы связать Чанъань в центральном Китае с сердцем Центральной Азии между II веком до н. э. и I веком н. э., когда дальняя торговля дорогостоящими товарами, в частности шелком, начала расширяться между Китайской и Римской империями. Он процветал между VI и XIV веками н. э. и оставался основным торговым путем до XVI века.
Крайности географии вдоль маршрутов наглядно иллюстрируют трудности этой дальней торговли. Опускаясь на 154 метра ниже уровня моря и поднимаясь на 7400 метров над уровнем моря, маршруты касаются великих рек, альпийских озер, корковых солончаков, обширных пустынь, заснеженных гор и «плодородных» прерий. Климат варьируется от крайне засушливого до полувлажного; в то время как растительность покрывает умеренные леса, умеренные пустыни, умеренные степи, альпийские степи и оазисы.
Начиная с плато Лёсс в Чанъане, центральной столице Китая в династиях Хань и Тан, маршруты коридора Тянь-Шань проходили на запад через коридор Хоси через горы Цинь и Цилянь к перевалу Юймэнь в Дуньхуане. От Лоулань/Хами они продолжались вдоль северного и южного склонов горы Тянь-Шань и затем через перевалы достигали долин Или, Чу и Таласа в регионе Жетысу в Центральной Азии, связывая два великих центра власти, которые вели торговлю по Шелковому пути.
Тридцать три объекта вдоль коридора включают в себя столичные дворцовые комплексы различных империй и ханских королевств, торговые поселения, буддийские пещерные храмы, древние пути, почтовые станции, проходы, сигнальные башни, участки Великой стены, укрепления, гробницы и религиозные здания. Формальная система почтовых станций и сигнальных башен, предоставленная Китайской империей, способствовала торговле, как и система фортов, караван-сараев и промежуточных станций, управляемых государствами в регионе Жетысу. В Чанъане и вокруг него череда дворцов отражает центр власти Китайской империи на протяжении более 1200 лет; в то время как города долины Чу являются свидетелями центра власти региона Жетысу с 9 по 14 века и их организации дальней торговли.
Серия буддийских пагод и больших, сложных пещерных храмов, простирающихся от Кучи (ныне уезд Куча) на западе до Лояна на востоке, фиксирует передачу буддизма на восток из Индии через Каракорум и демонстрирует эволюцию в дизайне ступ по мере усвоения местных идей. Их разработка отражает спонсорскую поддержку местных властей и центрального китайского императорского правительства, а также пожертвования богатых торговцев и влияние монахов, которые путешествовали по этим маршрутам, многие из которых были задокументированы со 2-го века до н. э. и далее. Другие религиозные сооружения отражают сосуществование многих религий (а также многих этнических групп) вдоль коридора, включая зороастризм, основную религию согдийцев региона Жетысу, манихейство в долинах Чу и Таласа и в городе Кочо и Лояне, несторианское христианство также в городе Кочо, вокруг Синьцзяна и в Чанъане, и ислам в Буране.
Огромный масштаб торговой деятельности способствовал появлению крупных, процветающих и преуспевающих городов и поселков, которые также отражают взаимодействие между оседлыми и кочевыми общинами различными способами: взаимозависимость кочевников и земледельцев и разных народов, например, между тюрками и согдийцами в регионе Жетысу; трансформация кочевых общин в оседлые общины в горах Тянь-Шаня, что привело к весьма своеобразному строительству и планированию, такому как полуподземные здания; и в коридоре Хоси запланированное сельскохозяйственное расширение 1000-мильного коридора после 1-го века до н.э. в качестве сельскохозяйственного гарнизона и его преобразование в оседлые сельскохозяйственные общины. Разнообразные и крупномасштабные системы управления водными ресурсами были необходимы для содействия росту городов, торговых поселений, фортов и караван-сараев, а также сельского хозяйства, необходимого для их поддержки, например, обширные подземные водные каналы Карез крайне засушливого бассейна Турфана, многие из которых все еще используются, которые снабжали водой город Кочо и были дополнены глубокими колодцами внутри города Яр; грандиозная сеть открытых каналов и канав вдоль коридора Хоси, по которым речную воду доставляли в поселения, 90 км из которых сохранились вокруг города Суоян; а в регионе Чжэцюй — распределение речной воды по каналам и трубам и сбор ее в водохранилищах.
Помимо того, что эти маршруты служили каналами для перемещения товаров и людей, они также обеспечивали исключительный поток идей, убеждений и технологических инноваций, в частности, связанных с архитектурой и градостроительством, которые во многих фундаментальных отношениях формировали городское пространство и жизнь людей.
Кроме того, этот объект соответствует нескольким критериям, установленным ЮНЕСКО для включения в список Всемирного наследия. Во-первых, он представляет собой выдающийся пример человеческого творчества, отражающий значительный этап в истории человечества. Во-вторых, он является свидетельством взаимодействия различных культур и цивилизаций. В-третьих, он имеет большое значение для понимания развития мировой истории и культуры.
Таким образом, Тянь-Шаньский коридор Шелкового пути является важным объектом культурного наследия человечества, который помогает нам лучше понять историю и культуру разных народов, а также их взаимодействие друг с другом.